В 1889 году Генрих Ернеманн основал в Дрездене фабрику по производству фотоаппаратов. В 1903 году он представил аппаратуру Kino Model-1. Первый киноаппарат Ернемана был универсален и использовался как съемочная камера и проектор.
В 1904 г. был изготовлен аппарат Kino (проектор)
"Ernemann-Imperator" был изготовлен в 1909 г.
"Ernemann-President" - 1914 г.
"Ernemann II" - 1929 г.
Заинтересовавшись несколько лет назад историей киноискусства Германии, Сергей Гавриленко, украинский киновед, историк киноискусства, кандидат искусствоведения, в июле 2004 года приступил к осуществлению проекта, связанного с воссозданием в металлических миниатюрных моделях, кинопроекционной техники европейских стран.
Основной целью этого проекта стала идея проведения переездных выставок, которые могли бы рассказать и показать уникальные странички из истории кинопроекционной техники Европы прошлых лет. За основу экспозиции было решено взять технику ERNEMANN.
Создавать муляжи, т.е. модели которые воспроизводили бы только один внешний вид техники было неинтересно, что и подтолкнуло к мысли создать рабочие модели проекторов, которые могли бы демонстрировать фильмы перенесенные на специально подготовленную пленку размером 3,5 мм., на экран 3х4 см.
Все модели были выполнены в материале - жесть, латунь, при создании механических частей и блоков использовались отдельные части часовых механизмов, за исключением "мальтийского креста", который специально вытачивался под 20-кратным увеличением. Все модели имеют микродвигатели принудительного хода, которые осуществляют вращение всех движимых частей проекторов. Все модели собраны вручную, без использования сложных станков и оборудования!
Первая коллекция экспозиции состоит из 10 моделей выполненных в масштабе 1х10: "NORMAL" (1905), "IMPERATOR" (1909), "PRESIDENT" (1914), "ERNEMANN-II" (1929) - в двух вариантах исполнения и другие.
Благодаря информационной поддержке сайта - wwwkinotehnik.net, Представительства фирмы ERNEMANN в Российской Федерации и спонсорской помощи Народного артиста Украины, режиссера анимационного кино В.А.Дахно, на сегодняшний день стало возможным проведение выставок в Украине и РФ.
Так, первая выставка из истории развития кинопроекционной техники Европы в миниатюрных моделях прошла в Киеве; ее открытие состоялось 25 марта 2005 г., в 17.00, в Музее М.Заньковецкой, по адресу: г.Киев, ул.В.Васильковская (Красноармейская), 121.
В дальнейшем планируются аналогичные выставки в Харькове, Днепропетровске, Полтаве, Москве и С-Петербурге. С каждой выставкой экспозиция уникальных моделей будет пополняться новыми экспонатами.
О местах, датах и времени проведения выставок мы будем сообщать заблаговременно, поэтому следите за информацией, размещаемой на сайте. Так же, после проведения первой выставки (в г. Киеве) будет подготовлен фоторепортаж. Не пропустите!
Автор этого проекта продолжает искать партнеров для дальнейшего развития экспозиции и осуществления возможностей ее продемонстрировать в других городах и странах.
Все материалы предоставлены сайту автором проекта Гавриленко С.Д., с которым можно связаться по электронной почте.
Копирование и использование данного материала разрешается только после согласования с администратором сайта.
"Эволюция звука в кино" А. Поздняков [#]
У современного человека уже не вызывает удивления наличие в кино- и видеофильмах многоканального звука; он воспринимает это как само собой разумеющееся. Он с удовольствием посещает кинотеатры с новейшим оборудованием, а если есть желание посмотреть кинокартину в уютной обстановке и в семейном кругу - включает свой DVD-проигрыватель и наслаждается объемным звуковым сопровождением. Но если мысленно вернуться на десятилетия назад и проследить за развитием кинозвукотехники, остается только изумляться тому, как за сравнительно короткое в исторических масштабах время в этом направлении были достигнуты нынешние высоты. Понадобился труд множества ученых и инженеров, занимавшихся разработкой звукового оборудования и технологий записи и воспроизведения звука. Сменилось несколько поколений аппаратуры, прежде чем появились звукотехнические комплексы, способные реализовать качественную многоканальную звукопередачу. А начиналось все с обычной грампластинки...
Когда пришло время звукового кино и профессия тапера ушла в историю, многие режиссеры заявили о том, что кино как искусство отодвинулось в своем развитии далеко назад, так как потеряло свое зрительное выражение, образность. Отчасти эти суждения были верны, но зато появился новый способ выразительности – звуковой.
Первоначально делались попытки ввести звук в кино с применением механической записи, но из-за многих недостатков, в частности, невозможности обеспечить полную синхронность звука с изображением, эта система не прижилась.
Первым фильмом, созданным таким образом (метод "Вайтафон" – сочетание изображения с грамзаписью музыки), была полнометражная кинокартина братьев Уорнер "Дон Жуан".
В конце 20-х годов появилась система фотографической записи звука. В чем же заключались преимущества данного способа перед механической системой? Во-первых, так как фонограмма находилась прямо на кинопленке, то была обеспечена жесткая привязка звука к изображению, то есть синхронность. А во-вторых, упрощался технологический процесс. Позже был принят единый стандарт расположения фонограммы на кинопленке шириной 35 мм – "Academia" – для обеспечения совместимости различных фотографических фонограмм.
В 1927 г. выходит следующий фильм братьев Уорнер – "Певец джаза", на котором кинокомпания "Уорнер Бразерс" заработала 3.5 млн. долларов – огромный по тем временам доход. В Голливуде начался ажиотаж в связи с приобретением аппаратов для записи/воспроизведения фонограмм к кинофильмам.
Звуконепронепронецаемая кабина для кинооператора
Альфред Хичкок за работой над очередным шедевром
В 1929 г. в США появляется первый "говорящий" фильм "Огни Нью-Йорка". В Англии снимается "Шантаж" Хичкока.
В СССР первые звуковые фильмы появились в 1928-1929 годах. В 1926 г. в Москве коллектив инженеров, возглавляемый П. Тагером, приступил к работе над записью звука на кинопленку. В то же время в Ленинграде А. Шорин приступает к созданию своего звукового комплекса для кино. Как итог в марте 1928 г. в Москве состоялась первая в СССР демонстрация звуковоспроизведения с фотографической фонограммы, записанной с помощью системы, созданной московским коллективом. Система Шорина была продемонстрирована в Ленинграде в октябре этого же года.
Кадр из кинофильма Путевка в жизнь
22 марта 1929 г. состоялся первый просмотр звуковых фильмов, сделанных ленинградским коллективом, а 5 октября того же года открылся первый в СССР звуковой кинотеатр – нынешний "Кристалл Палас" на Невском проспекте.
В производство было запущено несколько фильмов: "План великих работ" ("Пятилетка") режиссера А. Роома и "Симфония Донбасса" Дзиги Вертова. В Москве на кинофабрике "Межрабпомфильм" над фильмом "Простой случай" работала группа Всеволода Пудовкина, а над кинокартиной "Путевка в жизнь" – группа Николая Экка. В середине 1930 г. началась демонстрация первой звуковой советской кинопрограммы, состоящей из речи А.В. Луначарского о значении звукового кино и полнометражного документального фильма "План великих работ". Самые яркие звуковые кинокартины того времени – "Путевка в жизнь" (1931), "Одна" (1931), "Мертвый дом" (1932), "Златые горы" (1931). Новую страницу в истории звука в кино открыл фильм Эйзенштейна "Александр Невский", где использовалась замечательная музыка Сергея Прокофьева. Энтузиасты того времени постоянно экспериментировали, отыскивая новые формы и средства осуществления звукового решения фильмов. Эти пионеры звука – Е. Нестеров, И. Тимарцев, В. Лещев, А. Павлов, В. Попов, А. Шаргородский и другие – исполняли одновременно функции инженерные и творческие.
Для записи и воспроизведения фотографических фонограмм были созданы специальные звукотехнические комплексы. Но большую проблему для воспроизведения звука представляло то, что помещения, в которых демонстрировались кинофильмы, искажали звукопередачу. Помещения эти приходилось сильно заглушать, чтобы уменьшить реверберационные процессы, негативно отражавшиеся на разборчивости речи. Но при этом ухудшалось воспроизведение музыки.
С дальнейшим совершенствованием звукотехнических комплексов стали строиться новые кинотеатры, кинозалы в которых уже специально проектировались для качественного кинопоказа. Были созданы стандарты проектирования кинозалов, в которых оговаривались значения параметров, необходимые для качественной звукопередачи, такие как частотная зависимость времени реверберации, зависимость времени реверберации от объема зала и т. д.
В 50-х годах с появлением широкоэкранных фильмов были сделаны попытки реализовать стереофоническое кино. Для этого была применена магнитная запись звука. На готовую 35-мм фильмокопию наносились четыре магнитные дорожки. На трех из них фиксировался со скоростью движения кинопленки стереофонический звук, а четвертая, узкая, дорожка использовалась для записи звуковых эффектов, которые воспроизводились группами громкоговорителей, расположенными по периметру зала. Сигналы, воспроизводимые с трех первых дорожек, поступали по отдельным усилительным каналам на три заэкранных громкоговорителя (правый, левый и центральный).
С 1955 г. начали выпускать широкоформатные фильмы на 70-мм кинопленке, в которых была реализована шестиканальная стереофония с помощью опять же магнитной записи звука. В 1959-1960 годах был снят первый в СССР фильм с записью подобной фонограммы – "Повесть пламенных лет".
В связи с внедрением этой технологии были разработаны новые комплексы звукозаписи и звуковоспроизведения. Однако технология создания фильмокопий с магнитными фонограммами в несколько раз дороже, чем технология производства фильмокопий с фотографическими фонограммами. Кроме того, магнитные дорожки подвержены влиянию внешних магнитных полей, а также со временем отслаиваются из-за теплового воздействия света, проходящего через киноленту во время проекции. Эти причины привели к отказу от магнитных фонограмм на 35-мм фильмокопиях.
Кроме вышеперечисленных систем, в Советском Союзе и в США существовало панорамное кино. Изображение в нем проецировалось на большой сильно изогнутый экран тремя проекционными аппаратами. Стыки между изображениями были устранены при помощи специальных устройств. При показе воспроизводился звук с дорожек, находившихся на отдельной магнитной ленте. В советской системе воспроизводились девять каналов, а в американской – шесть. Самым первым фильмом, снятым в СССР специально для панорамного кино, стал "Широка страна моя родная"(1958 г.). Из-за трудоемкости процессов съемки и проекции этот вид кинематографа в середине 60-х годов перестал существовать.
Также был реализован киноаттракцион, называемый "кругорамой". В Советском Союзе "кругорама" демонстрировалась в специально построенном круглом здании, внутри которого располагались по кругу 11 киноэкранов, составлявших круглый единый экран. Сверху над ними находились еще 11 киноэкранов для показа отдельных кинокадров под некоторым углом к полу здания. Многоканальное звуковое сопровождение воспроизводилось громкоговорителями, располагавшимися по периметру зала в полу и потолке. Зрители стоя рассматривали фильмы, произвольно размещаясь в кинозале. В американской системе использовалось на четыре экрана меньше, чем в советской, и изображение проецировалось с 16-мм фильмокопии.
Кадр из фильма Стенли Рубрика Заводной апельсин
С начала 70-х годов за рубежом широко применяются стереофонические фотографические фонограммы. Это стало возможным после разработок фирмы Dolby Laboratories Inc. Первая система – Dolby A, была применена для записи фотографической фонограммы к фильму "Заводной апельсин". В этой системе при изготовлении фонограммы использовалось устройство шумопонижения Dolby A, за счет чего достигли улучшения параметров качества звука: увеличилось отношение "сигнал/шум" и был расширен частотный диапазон.
За "Заводным апельсином" в 1975 г. последовал фильм "Листомания", при изготовлении фонограммы которого была использована система шумопонижения Dolby B. Данную фонограмму назвали Dolby Stereo. По этой системе две звуковые дорожки располагаются на месте обычной фонограммы на киноленте. Звук считывается оптическим воспроизводящим устройством и поступает на кинопроцессор, состоящий из устройства шумопонижения, матричного декодера, эквалайзера и регулятора громкости для всех каналов. Задача матричного декодера Dolby MP – расшифровка четырех каналов звука, которые закодированы и записаны на две дорожки кинопленки. После декодирования три канала поступают на центральный, правый и левый заэкранные громкоговорители, а четвертый (канал окружения для спецэффектов) – на громкоговорители, расположенные по периметру зала. Кроме того, из каналов с помощью фильтров выделяется низкая частота и поступает на низкочастотный громкоговоритель.
В 1986 г. Dolby Laboratories Inc. создала новую систему записи звука Dolby SR, которая, подобно Dolby Stereo, производила кодировку четырех каналов в два, но обладала улучшенными показателями качества. Первый фильм, с записанным звуком по этой системе, вышел на экраны в 1987 г. и назывался "Робот-полицейский".
Кадр из х/ф Робот-полицейский
Большое достоинство описанных выше звуковых аналоговых систем заключается в том, что себестоимость фильмокопий с фонограммами, записанными по этим системам, ненамного дороже обычной фильмокопии. Кроме того, довольно-таки просто модернизировать кинопроекционную аппаратуру под эти системы. В 1981-1985 годах в СССР научные институты, производственные предприятия и киностудии страны (НИКФИ, ЛОМО, "Мосфильм", "Ленфильм") провели научно-исследовательские работы, разработали техническую документацию на отечественную многоканальную систему воспроизведения звука в кинотеатрах "Суперфон". Были созданы стереофонические звуковоспроизводящие комплексы "Суперфон-70" и "Суперфон-35". Ими были оборудованы 20 кинотеатров в СССР.
Система "Суперфон-70" предназначалась для 70-мм широкоформатных фильмов и базировалась на стандартной шестидорожечной магнитной фонограмме. Каналы распределялись следующим образом: 3 из них поступали на заэкранные громкоговорители (правый, левый, центральный), 2 – на настенные громкоговорители (правый и левый), и 1 – на громкоговоритель сверхнизких частот.
Система "Суперфон-35" предназначалась для 35-мм фильмов и базировалась на 2-канальной фотографической фонограмме. В ней, как и в системах Dolby, использовалась матричная стереофония. Два канала при воспроизведении декодировались в шесть: центральный, правый центральный, левый центральный, правый боковой, левый боковой, канал сверхнизких частот.
Система "Суперфон" по сравнению с предыдущими советскими системами обладала лучшими показателями качества: было повышено отношение "сигнал/шум", расширен частотный диапазон, уменьшены нелинейные искажения. Это было достигнуто за счет разработки новых технических средств для этой системы. Система "Суперфон" была использована для показа в 1985 г. на 14-м Московском международном кинофестивале в год 40-летия Победы в Великой Отечественной войне 4-серийной широкоформатной эпопеи "Битва за Москву" и фильма "Прорыв".
К сожалению, происшедший в следующие годы развал СССР и наступивший после этого кризис положили конец всем попыткам развития и внедрения подобных отечественных систем.
Время шло, и в конце 80-х годов во всем мире получили распространение цифровые технологии. Это не могло не коснуться и кинематографа. В 1992 г. Dolby Laboratories Inc. представила новый цифровой формат – Dolby Digital в фильме "Бэтмен возвращается". В формате достигнута повышенная информационная емкость носителя за счет применения кодера AC-3, сжимающего информацию в 12 раз. Используемая частота дискретизации звука – 44,1 КГц. Достоинство этой системы заключается в том, что на фильмокопии, кроме цифровой фонограммы, расположенной между перфорациями, сохраняется и обычная, аналоговая, записанная в формате Dolby SR. Это обеспечивает совместимость с предыдущими форматами Dolby, а также непрерывное воспроизведение в случае выхода из строя цифрового тракта. Эту систему окрестили также системой 5.1, так как она обеспечивает воспроизведение в кинозале шести независимых друг от друга каналов (правый центральный, центральный, левый центральный, правый боковой, левый боковой, канал сверхнизких частот).
В другом направлении по развитию цифрового кинозвука пошла фирма Digital Theater System Inc., создав цифровой формат DTS 5.1. Отличие от других систем заключается в том, что, кроме обычной аналоговой фонограммы Dolby SR, на фильмокопии между ней и кадрами расположен временной код. Во время демонстрации фильма он считывается специальной головкой и поступает на процессор DTS, синхронизируя его и кинопроектор. Процессор воспроизводит фонограмму, которая записана на лазерный диск в цифровом виде с коэффициентом сжатия 4:1. Разрядность сигнала – 16 бит, частота дискретизации – 44.1 КГц. Первый фильм с фонограммой, созданной по этой системе, – "Парк Юрского периода", 1993 г.
В 1993 г. были продемонстрированы фильмы "На линии огня" и "Последний киногерой", в которых фонограмма была записана по системе SDDS, созданной фирмой Sony. Звуковые дорожки этой системы расположены на обоих краях пленки за пределами перфорационных дорожек. В отличие от других систем, формат SDDS имеет 8 каналов (7.1): 5 заэкранных громкоговорителей (левый, левый центральный, центральный, правый центральный, правый), 2 канала окружения и 1 канал сверхнизких частот. Так как многие фильмы в SDDS записаны по системе 5.1, то декодер способен при необходимости создавать правый и левый центральные каналы. Разрядность звука – 16 бит, частота дискретизации – 44. 1 КГц. Коэффициент сжатия информации (используется кодек Atrac, тот же самый, что и в минидисках) невелик (3:1), но за счет использования пространства за перфорациями удается записать все 8 каналов.
Система SDDS одна из самых надежных, так как при воспроизведении звука повреждения на одной стороне пленки корректируются информацией, взятой с дорожки на другой стороне пленки. Кроме того, имеется аналоговая фонограмма Dolby SR и в случае неполадки во время воспроизведения происходит переключение на нее. Еще в SDDS используется код коррекции ошибок, позволяющий даже при склейках точно воспроизводить звуковую информацию.
У системы 5.1 имеется существенный недостаток: наличие всего двух каналов окружения, с помощью которых трудно полностью передать задуманный звукорежиссером звуковой образ. Поэтому фирма Dolby Laboratories Inc. создала новый формат Dolby Digital-Surround EX, представленный в 1999 г. в знаменитом фильме "Звездные войны. Эпизод 1". В этой системе используется дополнительный тыловой канал, который кодируется в двух каналах окружения. При воспроизведении происходит их расшифровка, и из них выделяется сигнал тылового канала и поступает на громкоговорители, расположенные на задней стене кинозала. Этот формат окрестили форматом 6.1.
Перечисленные выше системы фирм Dolby Laboratories Inc., Digital Theater System Inc. и Sony несовместимы друг с другом. Они находятся в состоянии конкуренции. На данном этапе в России большинство кинотеатров, которые были модернизированы, оснащены звукотехническими комплексами фирмы Dolby. Для того чтобы демонстрировать фильмы с фонограммой, записанной по системам Dolby, надо пройти сертификацию, которую проводят специалисты фирмы. Особые требования предъявляются к параметрам кинозала.
Вот такой длинный путь прошла кинозвукотехника за время, охватывающее период менее одного столетия. В будущем ожидается развитие цифрового звука в кино в сторону увеличения числа каналов и улучшения параметров качества за счет повышения информационной емкости носителей и создания новых кодеров.
Автор: Андрей Поздняков. Дата публикации: 29.09.2003 г. Источник (сайт автора статьи): http://late.fatal.ru/
"Удивительный путь развития формата" И.Ю. Киселев [#]
Своим развитием в течение ста лет кино обязано стандарту. Несмотря на то, что кинооборудование претерпело значительное изменение на протяжении этих 100 лет, чудом является сохранение универсального профессионального формата фильма - 35 мм. Если бы кино пошло по пути видео и телевидения с постоянной сменой систем и форматов записи, его развитие постоянно бы откладывалось и не было бы таким успешным. За этот единый формат мы благодарны гению Эдисона (Edison). Стандарт 35 мм называется стандартом Эдисона. В мае 1889 Томас Эдисон заказал камеру Кодак (Kodak) у компании Истман (Eastman) и использовал в своих опытах кинопленку 2 3/8" (69,6 мм- прототип современной кинопленки 70 мм).
В последствии Диксон (W.K.L.Dickson) в своей лаборатории заказал у Истман пленку 34,8 мм. Эта была половина стандарта, используемых в камерах Истмен. Для ее воспроизведения потребовался новый тип проектора - Кинетоскопа (Kinetoscope) для просмотра движущихся изображений, записанных на целлулоидную пленку. Кинетоскоп был предназначен только для просмотра одним человеком.
Фильмы Люмьер (Lumiere)
В 1888году проходили лабораторные и публичные демонстрации фильмов, но они носили случайный характер. Мало того, в том же 1895 году проходило приличное количество сеансов движущейся фотографии, но их изобретатели, как правило, не знали друг о друге, что послужило впоследствии причиной бесконечных споров о приоритете в кино. Почему в этом споре победили братья Люмьер? Да, просто потому, что их публичные платные сеансы оказались наиболее успешны... с точки зрения коммерции.
Люмьеры не появились из неоткуда. Братья вместе со своим отцом были руководителями крупной фабрикой фотоматериалов в Лионе.
После многократных публичных сеансов происходивших начиная с марта 1895 года Люмьер заказывает в мастерских, руководимых Карпантье, свой "синематограф". Он был одновременно съемочным, проекционным и копировальным аппаратом. И далеко превосходил все ранее созданные. Техническое совершенство аппарата и сенсационное содержание новых фильмов Люмьера обеспечили им повсеместно триумфальный прием.
Но Люмьеры не остановились на этом. Десятки операторов, обученных Люмьером, распространили его аппарат по всему миру. Они и создали известность в большей части земного шара слову "синематограф" (или его производным "синема", "сине", "кино" и т. д.), означающему новый вид зрелища. Русский царь, английский король, австрийская императорская семья - все коронованные особы хотели видеть новый аппарат и этим создали ему большую рекламу.
В марте 1895 г. братья Люмьер представили свой первый проект - Синематограф (Cinematographe) - проектор для фильмов формата 35 мм. Первый публичный показ был 28 Декабря того же года. Этот день во всем мире считается днем рождения кинематографа.
Первый фильм Луи Люмьера "Выход с завода" носил почти рекламный характер. Он впервые демонстрировался на конференции, посвященной развитию фотопромышленности во Франции. Устремляющиеся к выходу работницы в широких юбках и шляпах с перьями, рабочие, ведущие свои велосипеды, придают в наших глазах этому обычному чествованию наивную прелесть. Вслед за рабочими - в карете, запряженной парой лошадей, ехали владельцы фабрики, за которыми привратник закрывал ворота. Неожиданно серия этих фильмов оказалась не только семейным альбомом, но и социальным документом, в котором запечатлена жизнь богатой французской семьи в конце прошлого века. Люмьер показывает картину прочного благополучия, и зрители видят себя на экране такими, какие они есть или какими хотели бы быть.
Два известных и наиболее популярных фильма Луи Люмьера - "Прибытие поезда" и "Политый поливальщик" - намечают пути дальнейшего развития кино.
В "Прибытии поезда" паровоз, появляясь из глубины экрана, устремлялся на зрителей, заставляя их вскакивать с мест из боязни быть раздавленными. Зрители отождествляли объектив аппарата, его "глаз", со своим собственным глазом. Впервые аппарат стал как бы действующим лицом фильма. В этом фильме Луи Люмьер использовал все возможности, таящиеся в объективе с большим фокусным расстоянием. Сначала на экране показали общий план пустого вокзала и рабочего, проходящего с тележкой по перрону. Затем на горизонте появляется быстро растущая черная точка. Вскоре паровоз занимает почти весь экран, стремительно надвигаясь на зрителей. Вагоны останавливаются у платформы. Толпа пассажиров направляется к вагонам, и среди них мать Люмьера, в шотландской накидке, с двумя внуками. Двери вагонов открыты, пассажиры входят и выходят. Между ними две невольные "звезды" фильма: молодой крестьянин из Прованса, с палкой в руке, и очень красивая молоденькая девушка, одетая во все белое.
Увидев аппарат, девушка останавливается в нерешительности, но, оправившись от смущения, проходит перед объективом, чтобы сесть в вагон. Крестьянин и девушка были сняты очень крупным планом, чрезвычайно четко. При этом планы не снимались отдельно, а являлись результатом своеобразного варианта "травеллинг" (съемки с движения). Съемочная камера не перемещалась, а, наоборот, все объекты изменения точки зрения дает то же разнообразие планов, как и при современном последовательном монтаже.
В общем и целом, поезд стал символом кинематографа. В свое время появление железной дороги вызвало неоднозначные мнения современников (первый грузовой состав прошел в 1808, а первый пассажирский - Ливерпуль-Манчестер - 15 сентября 1830)."Орудие божественной мести и страшного возмездия, возрождающее все дантовы муки" (Огюст Барбье, 1842). "Чудовище, украденное человеком у господина Люцифера" (Савиньен Лапуэнт, 1844). Но любопытно, что уже тогда ассоциации с Люцифером сочетались с "кинематографическими". "Непривычный для человека взгляд с быстро движущегося локомотива вызывал эффект мучительной оптической иллюзии. Странный оптический обман вызывал и вид движущегося поезда со стороны. Кембл сравнивает испытанное ей ощущение с воздействием оптических эффектов волшебного фонаря". Так, Виктор Шкловский, описывая ранние свои впечатления от фильма про поезд, сообщает: "Казалось, что там, в стене, есть другая, движущаяся жизнь, скажем, почти загробный мир". Кстати, по Фрейду путешествие во сне по железной дороге означает умирание...
Борьба за стандарты
Кинопленка в проекторе Люмьер имела одну перфорацию круглой формы в одном кадре. В то же время Эдисон при проекции использовал четыре перфорации прямоугольной формы на кадр. В последствии единым форматом стала перфорация прямоугольной формы с четырьмя отверстиями в кадре.
В то время уже существовали различные форматы изображения на кинопленке:
54 мм (2 1/8") Фриз Греен (Friese-Greene) 1887
54 мм paperfilm (2 1/8") Принц (Le Prince) 1888
50 мм Складовский (Skladоwsky) 1895
60 мм Пресвич и Демени (Prestwich & Demeney) 1895
38 мм Сиван и Дельфин (Casimir Sivan/E.Dalphin) 1896
63 мм Верископ процесс (Veriscope) 1897
Вильям Диксон вскоре ушел из лаборатории Эдисона и с целью получения собственного патента (патент принадлежал Эдисону) и использовал кинопленку 68 мм для процесса Мутоскоп и Биограф (Mutoscope&Biograph Company). Известны замечательные по качеству документальные съемки, которые были сделаны оператором этой компании во время путешествия по Европе. В дальнейшем широкоформатная пленка доказала свои положительные качества и в других областях применения. В 1897 было отснято более 10.000 футов на пленке формата 63 мм. Основной проблемой широкоформатной пленки была ее прочность, так как напряжение пленки в фильмовом канале при проекции намного больше, чем для пленки 35 мм. Кроме этого компания Eastman применила технологию удваивая толщину целлулоидной основы, использовавшейся для пленки с 1896 г.
Ключевым моментом в столетии кинематографа стало объединение девяти крупнейших производителей в 1909 году в Консорциум Motion Pictures Patents. Этот консорциум принял формат 35 мм как стандартный.
Стандарт 35 мм был утвержден в том же году на Международном Кинематографическом Конгрессе (Congres Internasional des Editeurs de Films) в Париже. В Германии стандарт получил название Normalfilm, во Франции - Pelicule format standart.
Это конечно не означало, что не было разработок других форматов. В течение всего времени создавались альтернативные форматы. Формат 35 мм постоянно подвергался критике с точки зрения экономики, качества, прогноза развития кинематографа или эстетики.
Форматы любительского кино
На рынке любительского кино основным критерием была стоимость производства фильма. Для любительской съемки кинопленка 35 мм обычно резалась вдоль на две или три полосы - нестандартный размер, или как его называли в Германии "Маленький фильм" ("Schmalfilm"). Первая демонстрация такого фильма была в Англии (Robert Paul & Birt Аcres) в 1899. Их камера (Birtac), которая одновременно являлась и проектором, использовала кинопленку 17 мм фильм с односторонней перфорацией. В том же году была продемонстрирована технология Биокам (Biokam), 17 мм с центральной перфорацией между кадрами. Развития технология не получила. Прествич (J.A.Prestwich) разработал аппаратуру для пленки 13 мм и продемонстрировал ее также в 1899. Об этой технологии мало что известно.
В 1900 Гамон Демени (Gaumont-Demeny) продемонстрировал аппарат Chrono de Poche с необычным форматом 15 мм. Перфорация пленки была в центре между кадрами. В мире известен лишь один образец этой машины. Тогда же появился аппарат Мирограф (Mirograph) в котором использовался размер фильма 21 мм. Он имел вместо перфорации боковые прорези с одной стороны.
Более успешен был Генрих Ернеман (Heinrich Ernemann), который в 1903 представил аппаратуру Kino I. Он использовал ту же пленку, что и Биокам. Аппарат Ернемана был универсален и использовался как съемочная камера и проектор. В дальнейшем такой принцип был заимствован американцем Виттнауером (Wittnauer) в аппарате Cine-Twin для пленки 8 мм.
В соединенных Штатах первый проектор, использующий узкий формат пленки был представлен в 1902. Этот домашний проектор использовал карбидную лампу. Назывался он Vitak и использовал пленку 11 мм. Через несколько лет был разработан проектор Иконограф (Ikonograph) для фильмов 17,5 мм с перфорацией в центре.
Спасение фильмов от пожара
Пожар 1897 года в время благотворительной выставки в Париже, уничтожил павильон. Погибли 124 человека. Не удивительно, что немедленно были начаты исследования по замене очень огнеопасной основы кинопленки - нитрата целлюлозы (нитрат целлюлозы составляет основу пороха). В 1908 была разработана негорючая ацетатная пленка. И хотя для любительского кино кинопленка на триацетатной основе стала применяться с того же года, в профессиональном кино она стала равной целлулоиду только в 1950.
В 1912 Эдисон представил безопасную модель домашнего проектора - Кинетоскоп (Kinetoscope). Он также представил новый формат 22 мм. На пленке печатались три колонки кадров: для проекции в прямом-обратном и снова прямом движении. Каждый кадр имел размер 4 на 6 мм. Между колонками кадров - два ряда перфорации. Проектор мог воспроизводить фильмы длиной 10 - 15 м. Эдисон предполагал организовать прокат или продажу фильмов по почте (прототип современных видеотек). Фильмы защищались специальными контейнерами. К сожалению проект Эдисона не нашел промышленного применения.
В 1912 Пате (Pathe) представил безопасный фильм форматом 28 мм. Формат был признан Обществом Киноинженеров (Society of Motion Picture Engineers) как стандартный для портативных проекторов. Во Франции использовалась кинопленка с тремя перфорациями в кадре с левой стороны и одной - справа. Правая боковая перфорация предназначалась для кадровой синхронизации.
Патескоп (Pathescope)
Во время Первой Мировой Войны из Франции в США были ввезены проекторы Виктор (Victor) - безопасные проекторы для домашнего кино. Проекторы использовали кинопленку 28 мм, с тремя перфорациями на обеих сторонах кадра. Партнер Пате - Кок (W.B.Cook) разработал полностью моторизованный проектор - Патескоп (Pathescope). Проектор Пате Кок (Kok) (название соответствовало патентованному логотипу с изображением петуха) был оснащен динамо-машиной. Он мог использоваться в местах где нет электричества - как передвижной. Проектор имел успех. Фильмотека Пате насчитывала 935 фильмов, которые предлагались в аренду для домашнего просмотра.
Первоначально казалось, что формат 28 мм будет принят как стандартный для домашнего кино. Но это оказалось не так. Однако, проекторы Kok являются образцом технологии, в особенности из-за своего внешнего вида, имеющего сходство со старинной швейной машинкой.
Стекло и граммофонная запись
В качестве основы, кроме пленки, эксперименты проводились на целлулоидных и стеклянных пластинках.
# 1890 год. Руж (Rudge) демонстрирует в Фотографическом Обществе проекцию движущихся образов со стеклянных пластин.
# 1892 год. Демени (Demeny) разработал действующую модель прибора, которую назвали Фоноскоп (Phonoscope), с помощью которого проецировалось изображение говорящего человека ( 24 кадра).
# 1898 год. Лео Камм (Leo Kamm) использует круглую стеклянную пластину, шириной 30 cm для нанесения 350 - 550 кадров, которые были записаны по спирали.
# 1904 год. Компания Синефот Хью и Си (Cinephot Huet & Cie) использует магазин с двумя дисками (24 кадра в каждом).
# 1912 год. Французы Оликос (Olikos) применяют прямоугольные пластины 9,5 x 9cm на которых записаны 12 колонок по 7 кадров в каждой.
# 1912 год. Сеул (Le Seul) использует для этих целей стеклянный негатив 9 x 12 cm
# 1915 год Представлен Американский прибор Спирограф (Spirograph). Идея была рождена на основе популярного в то время граммофона. Прибор воспроизводил изображение с целлулоидного диска на котором записано 1200 кадров. Каждый диск имел время воспроизведения около двух минут. Дисковая библиотека с сотнями названий должна была быть общедоступной.
9,5 мм
После 30 лет экспериментов с кинопленкой различного формата, Пате в 1922 году реализовал проект портативного кинопроекционного аппарата, который он назвал Пате Малыш (Pathe Baby). Перфорация на пленке располагается между кадрами. При проекции с пленки 35 мм кадры нанесены в три ряда с перфорацией между кадрами.
Механизм транспортировки фильма был почти идентичен проектору Люмьер 1895 года. Прибор поражал удивительной устойчивостью изображения при мощности проекционной лампы всего 6 ватт. Кассеты с фильмами длиной 10 и 15 метров и пленкой 9,5 мм можно было купить или взять в прокат. Они требовали значительно меньший объем для хранения. В продаже были такие фильмы, как кинохроника, документальные фильмы, комедии и фантастические фильмы. Были даже цветные фильмы, которые производились методом отпечатков по шаблону. Для смены катушек с фильмами был разработан механизм, при котором кадр как бы "замораживался" на несколько секунд. Этот эффект достигался специальными вырезами в пленке, останавливающими протяжку. Стоп-кадр обычно был в момент титра или наплыва.
В 1923 была изготовлена камера с рукояткой. Она стала настолько популярной и дала такой импульс развитию любительского кино, что в мире было продано около 300.000 проекторов Пате Малыш.
В результате последующих разработок размер 9,5 мм не стал популярным в США. В Европе это был популярный формат. Даже в Японии перед Второй Мировой Войной производились камеры Cine Rolla 9,5 мм и проекторы к ним. В 1938 был представлен первый звуковой фильм на пленке 9,5 мм и первый звуковой кинопроектор Пате Вокс (Pathe Vox).
Это может казаться невероятным, но камеры и проекторы для 9,5 мм все еще производятся. Некоторые компании печатают копии для этого формата проекции. В продаже есть также и проявочное оборудование. Существует Международное Общество кинолюбителей 9,5 мм. Ежегодно проводится фестиваль лучших фильмов 9,5 мм.
16 мм
Кодак не мог отстать от Пате в борьбе за первенство и сотрудник Лаборатории Кодак Джон Капстафф (John Capstaff) повел эксперименты с другими форматами. Основной вывод - минимальная ширина пленки при которой качество изображения не ухудшается - 10 мм. Перфорация на обеих сторонах пленки должна быть не менее 3 мм на сторону. Таким образом, минимальная ширина кинопленки - 16 мм. Этот размер был предпочтительней для любительского кино, так как использовать разрезанную вдоль кинопленку 35 мм было невозможно.
В 1923 16 мм формат был введен в обращение. В борьбе за любительский рынок Пате предполагал, что 10 мм формат будет иметь преимущество как более экономичный. Однако, в действительности оказалось, что стоимость 16 мм формата практически была равна стоимости формата 8 мм.
Kodak доказал, что центральная кадровая перфорация является опасной для фильма, так как при неисправности камеры или проектора зубчатый механизм портит изображение.
Качество зерна на пленке 16 мм было лучше. Kodak разработал также технологию обработки 16 мм пленки с обратной экспозицией. В последующие годы была разработана оптическая звуковая дорожка, которая записывалась на одной стороне фильма взамен перфорации. В 1932 году этот стандарт был утвержден Международным обществом Киноинженеров (Society of Motion Picture Engineers - SMPE) как единый.
17,5 мм
Формат, кратный 35 мм всегда был популярен как альтернативный. В 1915 в американских камере и проекторе Синемат (Sinemat) использовался формат 17,5 мм с односторонней перфорацией. В 1917 году была разработана камера и проектор Моветт (Movette) для пленки 17,5 мм с круглой двухсторонней перфорацией. В двадцатых годах Пате, также стал работать над технологией 17,5 мм. Он поставил задачу создать недорогой комплект оборудования для тех мест, где нет стационарных кинотеатров. Оптимальное использование нового формата было получено путем расширения кадра и уменьшения размеров перфорации на обеих сторонах пленки. В 1926 году был выпущен проектор Пате для Деревни (Pathe Rural). В Великобритании в 1932 году производился аналог этого проектора Патескоп (Pathescope) или Рекс (Rex).
В этот период были созданы обширные кинобиблиотеки (или кинотеки) в которых хранилось огромное количество материалов. В 1932 году перфорацию с одной стороны заменила звуковая дорожка - началась эпоха звукового кино. Перед Второй Мировой Войной формат 17,5 мм был настолько популярен, что во Франции работало 4,823 кинотеатров. В Великобритании этот формат использовался вплоть до 1939. Во Франции в первые годы гитлеровской оккупации, фашистская цензура запретила демонстрацию французских фильмов 17,5 мм.
8 мм
В 1930 американец Кодел (Kodel) предложил снизить стоимость производства любительских фильмов на пленке 16 мм. Идея заключалась в съемке 4 кадров в одном кадровом пространстве. Такая камера и проектор получили название Домашнее кино Кемко (Kemco Home Movie). Проектор мог демонстрировать пленки как 16 мм, так и 1/4 16 мм.
Однако в 1932 году Кодак вводит фильм 8 мм, чем наносит смертельный удар по технологии Кодела. а пленке 16 мm была сделана двойная перфорация, что позволило снимать в двух направлениях движения кинопленки. Сначала съемка шла на одной половине фильма. После этого катушка с пленкой переворачивалась и съемка шла на другой половине. После обработки, пленка разрезалась вдоль и получался фильм 8 мм. Проекторы для такой пленки были портативны и быстро завоевали популярность как домашние.
Поскольку процесс смены катушек с фильмом был не очень удобным, некоторые производители начали выпуск пленки 8 мм на катушках (Univex, Bell&Howell), или на кассетах (Agfa). В связи с тем, что различные производители не смогли договориться о едином стандарте пленки, ее популярность была невысока. В конце 1920-х годов Кодак приобретает фирму Пате. Работы над форматами 9,5 мм и 17,5 мм прекращаются.
Супер 8 и Супер 16 мм
Формат 8 мм господствовал на рынке любительского кино вплоть до 1965. Формат кадра (за счет уменьшения размера перфораций) был увеличен на 50 %. Новый формат был назван 8 Супер. В 1973 была разработана кинопленка с магнитной звуковой дорожкой. Fuji попытался воспроизвести кинопленку со звуковой дорожкой на стандартном 8 мм формате, но не смог конкурировать с Кодак. Фильмы, снятые в формате 8 Супер отличает высокое качество изображения и звука, так как пленка движется в фильмовом канале камеры с высокой точностью. Пленка 8 супер вполне конкурентна с форматом 16 мм, который используется для профессионального кино. Особенно в настоящее время после введения супера 16 мм в 1971. Кадр 16 мм расширен за счет пространства, занятого звуковой дорожкой. Этот формат хорошо совместим для монтажа с пленкой 35 мм.
Широкий формат
В 1959 годы Пате работает над очередной идеей и делает попытку создать кинопленку широкого формата. Этот формат стал популярен в кинематографе начиная с 1955. Однако известно, что первые опыты с широкой пленкой были даже в 19 веке. Хронология широкоформатного кино:
# 1900 - 75 мм - первый широкоформатный фильм Люмьер
# 1900 - 70 мм Синерама Рауля Гримон-Самсона (Raoul Grimoin-Sanson)
# 1914 - 70 мм Фильм "Панорама" Фиолетто Альбертини ( Filoteo Alberini)
# 1926 - 63,5 мм Фильм "Природное видение", Студия РКО (R.K.O).
# 1929 - 70 мм Фильм "Великолепие", Студия 20 Век фокс (20-th Century Fox)
# 1930 - 56 мм Магнафильм, Студия Парамаунт (Paramount)
# 1930 - 70 мм Фильм "Реальная жизнь", Метро Голдвин Майер (M.G.M).
# 1930 - 65 мм Витаскоп, Уорнер Брозерс (Warner Bros.)
# 1954 - 65 мм Студия ТОДД АО (Todd-AO)
# 1955 - 55,625 мм Технология Синемаскоп (Cinemascope-55)
# 1956 - 65 мм Технология Супер Панавижн (Супер Panavision).
Фильм студии Тодд ФО "Оклахома" (Oklahoma), снятый в формате 65 мм был переведен на цветной позитив 70 мм.
В семидесятых годх появились технологии Имакс (IMAX, 1970), Омнимакс (OMNIMAX, 1973), Кино 180 (Cinema 180) и другие с горизонтальной позицией проекцией кадров на 65 мм негативе. Были построены специальные кинотеатры для проекции таких фильмов на гигантские экраны. Были созданы специальные проекторы, в которых кинопленка движется не с помощью зубчатого барабана, который захватывает перфорацию, а с помощью воздушной подушки. В таких кинотеатра угол охвата экрана достигает 180 градусов, а высота экрана - 35 метров.